Сайт учителя начальных классов

Еремеевой В.В.

Пятница,26.04.2024,02:16

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | эксперимент | Регистрация | Вход

Эксперимент заканчивается: в 2014-2015 уч. гг будет издана методичка по проведению уроков в рамках компетентностно-контекстной модели обучения. Начинаем работу для всех желающих улучшить свою работу в рамках ФГОС.
Новый учебный 2013-2014 год. Что он нам принесёт?
Эксперимент продолжается. Написала новое планирование. работать трудно, но интересно. Переходим на новый уровень: работа в методобъединениях. Первый семинар- конец ноября. Методобъединение учителей начальных классов. 
Сценарий урока в 4 классе "Проблемное обучение при решении задач в компетентностно-конттекстной модели обучения"
Начинать нужно с планирования.
Рабочая программа по математике для 1 класса в соответствии с ФГОС второго поколения
                                                               Пояснительная записка
 Главные принципы модернизации образования – его качество и доступность. Это значит, что каждый ребенок, входящий в систему образования, должен иметь возможность его получить. Программа рассчитана на 132 ч. (по 4 ч. в неделю) и составлено на основе:
  - Сборника рабочих программ «Школа России», авторской программы М. И. Моро, М. А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой «Математика», М., «Просвещение 2011г», утверждённой Минобрнауки РФ в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования, УМК «Школа России».
 Логика изложения и содержание программы полностью соответствует требованиям стандарта начального образования. - Фундаментального ядра содержания начального образования и Требований к результатам начального образования, представленных в федеральном государственном стандарте начального общего образования, с учётом основных идей и положений программы развития и формирования универсальных учебных действий для начального общего образования. 
       - Компетентностно-контекстной модели образовательного процесса, апробируемой в ГБОУ СОШ пос. Октябрьский в рамках опытно-экспериментальной работы. Компетентностно-контекстная модель обучения основана на теории контекстного подхода, более 30 лет разрабатываемого в научной школе А.А. Вербицкого, доктора педагогических наук, член-корреспондента РАО, и является результатом теоретико-экспериментального исследования по проблеме «Проектирование компетентностно-ориентированной образовательной среды», проводимого в течение 13 лет в Самарской области под руководством к.п.н. Н.А.Рыбакиной.
        В рамках указанного исследования в течение 4 лет школа являлась опытно-экспериментальной площадкой. (Договор б\н от 1.09.2008 года с ГОУ СИПКРО, научный руководитель Рыбакина Н.А., руководитель центра образовательных проектов, к.п.н., доцент). 
 Базовый учебник: М.И. Моро, С.И. Волкова, С. В. Степанова под редакцией М.И. Моро, Москва, Просвещение 2012, входит в Федеральный перечень учебников. УМК «Школа России»
          Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться. Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. 
          Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться. Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни
         Компетентностно-контекстная модель позволяет каждому ребёнку обучаться в соответствии с его способностями. Основными целями начального обучения математике являются: • развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования; • освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике; • воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни. Результаты изучения курса Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.                                        Личностные результаты
 — Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
 — Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
 — Целостное восприятие окружающего мира. — Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
 — Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
 — Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. — Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
                                  Метапредметные результаты 
— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
 — Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера. 
— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
 — Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
 — Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
 — Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
 — Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
 — Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
 — Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
 — Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика»
. — Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
 — Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
                                                     Предметные результаты 
— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.  
— Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
 — Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
 — Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
 — Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
             В компетентностно-контекстной модели обучения изучение любой темы разбивается на 4 основных этапа:
            1 этап – осознание структуры изучаемого явления, задачей которого является формирование когнитивной схемы – такой формы хранения опыта, которую человек, решающий ту или иную задачу, использует в качестве точки отсчета. На данном этапе когнитивная схема изучаемого явления формируется на основе комплексного использования действенного, образного и знакового способов кодирования информации. Для этого изучаемый материал сжимается и представляет собой не столько содержательную, сколько функциональную сущность изучаемого явления, позволяющую использовать его как инструмент решения большого класса задач. Сформированная когнитивная схема выступает в качестве основы формирования предметных, метапредметных и личностных результатов образования. Основные вида работы:
- модель изучаемого явления,
- алгоритмы решения,
- ключевые задачи.
           2 этап - осознание генезиса способов деятельности (конструирование собственной мысли на основе обобщённого алгоритма способов деятельности), где и формируются познавательные универсальные учебные действия, связанные с содержание учебного материала, такие как моделирование, структурирование, анализ, сравнение, классификация, оценка, и т.д. Для этого учитель представляет учащимся ряд задач, выстроенных по принципу «от простого к сложному» и организует деятельность учащихся «во внешней речи»: объяснение способа решения задачи на основе когнитивной схемы. УУД - познавательные универсальные учебные действия, связанные с содержание учебного материала: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем. На этом этапе учащиеся работают в паре
         3 этап – самореализация: построение плана решения задач на основе выделения в них признаков явления и обоснование возможности применения соответствующих способов деятельности в процессе коллективной деятельности учащихся. Учитель координирует работу класса, постоянно работая в группе учащихся, которые не до конца поняли тему. На данном этапе формируются универсальные учебные действия, не связанные с содержание образования: регулятивные, коммуникативные, познавательные (постановка и решение проблем). Для этого учитель организует коллективную деятельность, в процессе которой учащиеся определяют уровень достижений, темп и объем работы и работают по индивидуальным траекториям. Учитель координирует работу класса, постоянно работая в группе учащихся, которые не до конца поняли тему. Здесь учащиеся уже умеют пользоваться алгоритмом самостоятельно. Учитель только проверяет выбранную модель и правильно ли заполнены все строки таблицы. Если учащиеся справляются с решением задач блока А на последующих уроках самостоятельно, то можно переходить к решению задач блока В. Здесь решаются сообща задачи блока С, а задачи блока А или В учащиеся решают самостоятельно в паре.
           4 этап – рефлексия уровня достижений. 2-х фазная рефлексия: пошаговая рефлексия процесса решения задач и собственной учебной деятельности. УУД - целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, волевая саморегуляция На данном этапе осуществляется формирование рефлексивного мышления. Элементы рефлексии (контроля) осуществляются на протяжении всего времени изучения темы в виде небольших тестов, диктантов, самостоятельных работ. В частности обязательными являются проверочные работы в завершении этапа осознания генезиса способов деятельности, в процессе этапа самореализации. Если изучается достаточно объемный теоретический материал, то, как правило, в завершении этапа осознания структуры изучаемого явления проводится устный опрос. Формирование регулятивных, коммуникативных метапредметных результатов и личностных результатов заложено в самой модели компетентностно-контекстной модели образовательного процесса и отрабатываются в процессе изучения каждой темы на третьем и четвертом этапах. Предметные и познавательные метапредметные результаты, которые непосредственно связаны с содержание образования конкретизируются в каждой теме календарно-тематического плана. В котором по каждой теме сформулированы результаты обучения в деятельной форме, то есть определено, что будет уметь делать учащийся с помощью нового знания и конкретизированы познавательные универсальные учебные действия. На основании заявленных результатов учитель строит сценарий изучения темы в четыре выще указанных этапа, время на прохождение каждого их которых примерно распределяется следующим образом: 1 этап – 20%, 2 этап – 10%, 3 этап – 40%, 4 этап – 30% (указан % времени на каждый этап от общего количества времени, отведенного на изучение темы) 
Далее-календарно-тематическое планирование по блокам

Тематическое планирование уроков математики в 1 классе БГОУ СОШ пос. Октябрьский 

Тема

Количество часов

Содержание

По прог.

Факт.

 Сравнение предметов и групп предметов.

15

15

Пространственные и временные представления. Прямой и обратный  счёт предметов Сравнению предметов и групп предметов. Отношения «столько же», «больше», «меньше». Уравнивание предметов и групп предметов.

Геометрия

4

5

Точка. Линии: прямая, кривая, ломаная. Отрезок. Числовой луч. Отношения «длиннее», «короче», «одинаковые по длине». Многоугольник

Числа от 1 до 5

32

15

«Образование числа путём прибавления единицы в пределах 5». Знаки «+», «-», «=», «<» «>»

Числа от 6 до 10

32

15

Образование числа путём прибавления единицы в пределах 10«Состав чисел 6-10»

Название компонентов при сложении

3

8

Название компонентов при сложении. Переместительное свойство сложения». «Действия с нулём

Задачи

6

16

Задача (условие, вопрос, решение, рисунок и модель задачи), 

Величины:

6

8

Величины: единицы измерения длины: сантиметр, дециметр; единицы измерения массы: килограмм, грамм; единицы измерения вместимости: литр-8 ч

Нумерация и образование чисел от 11 до 20

12

14

Чтение и запись числа от 11 до 20.

Порядок следования чисел на числовом луче, сравнение чисел

Термины «однозначное» и «двухзначное» число. Знать Разряды двухзначных чисел

Приём сложения и вычитания однозначных чисел с переходом через десяток.

22

21

Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через десяток. Таблица сложения

Повторение

6

16

Решение примеров и задач. Тесты

 

133 ч

133 ч

 

/planir3_klass.doc
 
2012-2013 год. Эксперимент продолжается на федеральном уровне. Наша школа стала экспериментальной площадкой Московского государственного гуманитарного университета имени М. Шолохова.
Семинар состоится 26 апреля в с. Большой Толкай, будем давать мастер-класс и уроки. Приглашаем желающих.
2011-2012 год.Прошло три года, как в нашей школе проходит эксперимент по компетентностно- ориентированной модели образовательного процесса. Эта модель дала возможность нам, учителям, показать своё творчество, поделиться наработками с коллегами, выступая на конференциях и семинарах. Теперь мы готовимся к итоговой конференции в апреле месяце, где будем подводить итоги нашей работы. Хочу и я подвести итоги своей работы по эксперименту. Все три года провожу эксперимент в 4 классах, так как у нас предметное обучение. Особенно интересно наблюдать за учащимися 3 класса (два года в эксперименте), которые очень успешно влились в работу по эксперименту. Сейчас я уже включила в эксперимент и 1 класс.
Что же можно сказать об успехах или разочаровании? Есть определённые трудности, многое приходилось переделывать. Особенно тяжело давалось планирование, но теперь мы поняли, как правильно это делается, поэтому предлагаю тем, кому интересен эксперимент ознакомиться подробно сначала с планированием, а потом будет понятна и вся дальнейшая работа.
Итак, мы написали планирование, распределив все темы в виде блоков
Начинается 1 этап: осознание структуры изучаемого явления. Наш куратор, Рыбакина Н.А., всегда подчёркивает, что этот этап самый важный, потому что, если правильно подан новый материал, даны аогоритмы решения, модели, схемы, то учащиеся дальше будут работать быстро и вскоре овладеют новым материалом. Наталья Александровна говорит. что на этом этапе не нужно "Открывать Америку", т.е. не нужно искать способы решения, всё уже дано и изучено до нас, нам (учителям) важно донести научные знания до детей. Очень важно, чтобы алгоритм был записан (в письменном виде лучше запоминается), а затем выучен, если дети плохо запоминают, то можно пользоваться теорией.Сначала можно дать готовое решение, по которому идёт объчснение или даются ключевые задания, которые прорешиваются совместно с детьми, когда учитель пишет на доске, а учащтеся размышляя вслух, диктуют решение, опираясь на записанный алгоритм.
2 этап- семинар по данной теме. На этих уроках дети проговаривают ещё раз вслух решение всех видов ключевых задач по алгоритму, учитель следит за правильностью рассуждений. Проговаривать нужно до тех пор, пока все ученики не запомнят правильность работы по алгоритму. на этом этапе можно дать маленькую (5-7 минут) проверочную, для предотвращения в дальнейшем возможных ошибок в решении. После ёё проверки обратить внимание на те задачи, что вызвали затруднение.
3 этап- урок- практикум. Количество их зависит от сложности темы и уровня подготовки класса.На этих уроках учащиеся работают в группе или (чаще) в паре. Они объясняют друг другу способы решения, советуются, спорят, находя правильное решение. Если не приходят к общему мнению, то обращаются за помощью к учителю.
Урок- практикум в 3 классе
4 этап-урок-рефлексия.(см. раздел "Уроки") На первом уроке даётся предварительная контрольная работа. На следующем проводится анализ её. Учащиеся должны найти и исправить свои ошибки, понять, почему они их допустили сделать выводы: повторить теорию, быть внимательнее, повторить таблицу умножения и т.п. Затем даётся второй вариант самостоятельной работы с тем же кодификатором. Учащиеся, успешно решившие 1 вариант, выполняют задания повышенной сложности или работают над проектами. После этого даётся контрольная работа, работа над ошибками в ней не делается, т.к. все задания прорешены на самостоятельных работах.
Учащиеся привыкли работать в быстром темпе, сами проверяют задания по ключу, знают, когда нужно обратиться за помощью к товарищу, а когда к учителю.
Итоги работы по такой технолгии: учащихся учатся думать, учатся сами добывать знания. Большинство учащихся, обучающихся по данной технологии, умеют применять свои теоретические знания на практике, что очень важно на современном этапе обучения

 

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 165

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0