Сайт учителя начальных классов

Еремеевой В.В.

Четверг,18.04.2024,18:36

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | выступление на конференциях | Регистрация | Вход

августовская конференции 2014 г."Система учебных задач, направленных на формирование у школьников  познавательных УУД на уроках математики"
/sistema_uchebnykh_zadach_na_formirovanie_u_shk-uud.doc
Как научить решать задачи в два действия? Этому трудному вопросу посвящён мой мастер-класс.
Еремеева Валентина Владимировна
 
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЭТАПА РЕФЛЕКСИИ В КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
 Россия, г.о.Похвистнево, МОУ Октябрьская СОШ E-mail: oktober2@yandex.ru.
В компетентностно-ориентированной модели организации образовательного процесса выделяются четыре типа уроков в зависимости от их целей: · уроки осознания структуры изучаемого явления; · уроки осознания генезиса способов деятельности; · уроки самореализации; · уроки рефлексии. Мы рассмотрим уроки 4-го типа. Термин «рефлексия» происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности, ее средств, оснований и результатов. Исследователи, рассматривая рефлексию в учебном процессе с различных сторон сходятся на том, что результативность воздействия педагога на обучаемых повышается благодаря активизации рефлексивных процессов. Рефлексии в компетентностно-ориентированной модели образовательного процесса уделяется большое внимание. Рефлексия как процесс самоанализа деятельности осуществляется учащимися постоянно на всех этапах изучения темы, кроме того, она выделяется и в отдельный этап процесса обучения. На заключительном этапе изучения темы отводится несколько уроков для итоговой 2-х фазной рефлексии. Как правило, на этот этап выделяется три урока. Структуру организации деятельности учителя и учащихся на рефлексивном этапе изучения темы в компетентностно-ориентированной модели образовательного процесса можно представить следующим образом. 1 урок – самостоятельная работа. Учащиеся выполняют предварительную проверочную работу. Данная работа содержит задания, позволяющие учителю и учащимся оценить степень достижения результата изучения темы, который формулируется в деятельностной форме учителем на первых уроках. Работа является идентичной итоговой контрольной работе, в том смысле, что составлена по одному и тому же кодификатору заданий и содержит три уровня трудности. 2 урок - обобщающий. На данном уроке учащиеся анализируют результаты выполненной самостоятельной работы, выявляют причины ошибок, допущенных в работе, для чего обращаются к структуре изучаемого явления и примерам ранее выполненных заданий, определяют способы деятельности, которые позволят правильно выполнить задания, в которых были допущены ошибки. 3 урок - итоговая контрольная работа. Учащиеся выполняют контрольную работу, аналогичную уже отрефлексированной. Работа над ошибками в этой работе не проводится. Все вопросы по способам применения нового знания в ситуациях, соответствующих конечному результату, должны были быть выяснены учащимися в процессе предыдущих четырех этапов изучения темы. Так как на этапе рефлексии на двух уроках учащиеся выполняют самостоятельную и контрольную работы, то наибольший интерес вызывает процесс организации обобщающего урока. В зависимости от результатов первой самостоятельной работы, данный урок может быть проведен по одному из трёх вариантов, которые представлены в Таблице 1. Таблица 1 І вариант (с самостоятельной работой справились на 4 и 5 менее чем 30% учащихся)
Содержание УченикУчитель
1. Задания самостоятельной работы и подобные им.1.Находят в структуре изученного явления необходимую информацию, которая служит основой для решения данного задания, объясняют, в чем причина допущенных ошибок. 2.Решают задание самостоятельно каждый в своей тетради, сверяют решение с соседом по парте. 3. Решают задание, сверяют решение, проговаривают решение вслух.1. Показывает характерные ошибки, сделанные учащимися поочередно в заданиях самостоятельной работы. 2. Учитель проходит по рядам, оказывает помощь нуждающимся, направляет деятельность учащихся. 3.Предлагает решить подобное задание.
ІІ вариант (с самостоятельной работой справились на 4 и 5 30% - 50 % учащихся)
1. Выбираются задания, в которых было допущено много ошибок. 1. Работа этой части урока строится аналогично уроку, построенному по первому варианту, только с меньшим количеством заданий.
2. Задания в рамках заданного кодификатора, только средней и высокой сложности. 1.Дети выполняют задания в коллективной деятельности, сверяя результаты. 2.Объясняют способы использования изученного материала в обсуждаемых заданиях.1. Предъявляет задания соответствующего уровня, организует коллективную деятельность учащихся, консультирует, направляет деятельность учащихся. 2. Организует фронтальное или групповое обсуждение заданий, вызвавших наибольшие затруднения.
ІІІ вариант (с самостоятельной работой на 4 и 5 справилось более 50 % учащихся)
1. Задания в рамках заданного кодификатора, включающего на элементарном уровне те задания, в которых больше всего допущено ошибок, все остальные задания средней и высокой сложности1. Учащиеся задают учителю вопросы, если они есть, после просмотра результатов самостоятельной работы. В случае, если они чувствуют, что какое-либо задание вызывает у них серьезные трудности, выполняют работу над ошибками в индивидуальном порядке, а затем подключаются к коллективной работе. 2. Деятельность учителя и учащихся строится аналогично второй части урока, построенного по второму варианту.
Анализ представленных вариантов организации обобщающего урока на этапе рефлексии в компетентностно-ориентированной модели обучения показывает, что этот тип урока отличается от проводимого обобщающего урока в традиционной модели обучения. Главное его отличие в том, что учащиеся имеют основу для выполнения действительно рефлексии собственной деятельности, в качестве которой выступают: структура изучаемого явления, опыт решения задач, планируемый результат и кодификатор итоговых заданий. Поэтому на данном уроке дети работают осознанно, опираясь на вышеуказанные основы рефлексивной деятельности, производя ее самоанализ - как результата, так и процесса. Понятно, что рефлексия результата в данном случае предполагает соотнесение полученного результата с ожидаемым. А рефлексия процесса – это анализ того, почему произошло то или иное отклонение от ожидаемого результата, что в процессе решения конкретного задания было сделано неверно и в чем дефект собственной деятельности в процессе изучения темы. То есть ответ на вопрос: «Что было сделано не так, и как следующий раз действовать более успешно?» Налицо метаанализ собственной деятельности. Опыт работы в рамках компетентностно-ориентированной модели образовательного процесса показал, что обобщающий урок позволяет существенно улучшить результаты итоговых работ, и что самое главное, сформировать более ответственное отношение ко всему процессу изучения новой темы, так как ученик осознает, что качество его работы на всех этапах изучения темы напрямую отражается на качестве результата. И рефлексия в процессе изучения темы, переходит из разряда научной абстракции в практическую реальность.
Самара, СИПКРО, 2012 г

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 165

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0