Сайт учителя начальных классов

Еремеевой В.В.

Четверг,02.05.2024,11:26

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | | Регистрация | Вход

Главная » 2011 » Январь » 23 » геометрия через сказки
15:33
геометрия через сказки
Геометрические фигуры – это пространственные формы в «чистом виде», потому методы геометрии необходимо умозрительны. Но при первоначальном знакомстве с геометрией, в том числе - пространственной, опора на наглядные представления неизбежна, поэтому использование метода наглядности при формировании пространственных представлений является существенным. По словам Д. Гильберта: «тенденция к наглядности… стремится к живому пониманию объектов и их внутренних отношений…. Наглядное понимание играет первенствующую роль в геометрии. Руководствуясь непосредственным созерцанием, можно уяснить многие геометрические факты, а также увидеть богатство содержащихся в ней идей и методов исследования». По мнению И. С. Якиманской пространственное мышление структурно представлено двумя видами деятельности: созданием пространственного образа и преобразованием уже созданного образа в соответствии с поставленной задачей. При создании любого образа, в том числе и пространственного, мысленному преобразованию подвергается наглядная основа, на базе которой он возникает. В качестве реальной основы может выступать и реальный предмет, и его графическая (рисунок, чертеж, график и т.д.) модель. Поэтому часто использую на уроках математики сказочные сюжеты. Ещё в «Школе дошкольника» дети знакомятся с героями геометрических сказок, затем это знакомство продолжается на уроках в 1 и последующих классах. Дети сами сочиняют сказки о своих любимых героях, рисуют их на бумаге и создают сказочных героев на компьютере. Например, знакомство с точкой происходит в сказке «Приключения Карандаша и Резинки в стране Геометрии.( Рис 1) « Как-то Карандаш задумался и нечаянно задел чистую страницу. -Ой, надо поскорее стереть -, испугался он. Позвал Карандаш Резинку, свою верную подружку. -А что это тут у тебя получилось?- спросила Резинка. -Не знаю. -Погоди-ка, да это же получилась точка. -Точно! Сотри ее. -Я думаю, детям интересно было бы узнать про точку и ее друзей. -Правда?! Тогда я расскажу им об этом. Поможешь мне? -Конечно, помогу. -Что такое точка? - Создатель геометрии Евклид, древнегреческий математик, дал четкое определение точки: « Точка- это то, что не имеет частей». Слово точка в русском языке означало конец заточенного гусиного пера, которым писали раньше писатели. Так что оно происходит от слова «точить». - Как интересно! Поставил точку и вроде бы все, а как много в этом смысла. Вдруг точка ожила и сказала: -Как я рада, что вы заинтересовались моим происхождением. -Как тебя зовут? -Меня зовут точка А, в моем имени всегда только одна заглавная буква. Но мне грустно одной, нарисуйте мне подруг. Пожалуйста! Карандаш поставил еще одну точку, вторую, третью… -Ура!- закричала точка А, вот они мои друзья, теперь мне будет весело. - Как зовут твоих друзей? -Знакомьтесь, это точка В, это точка С, точка Д. -А кто еще ваши друзья? -А вот посмотрите. Точки встали в ряд, да так близко, что слились в одну линию. Удивился Карандаш: -Я никогда не думал, что линия состоит из точек. - Знаменитый геометр Евклид писал, что « линия- это то место, где расположены точки». А точка В сказала: - А еще Евклид определил линию как «длину без ширины». Далее идёт знакомство с линиями «-Здорово!- воскликнула Резинка.- Значит, вы дружите со всеми линиями?! - Конечно они наши лучшие друзья,- сказала точка С. -Без них мы никуда не пойдем и ничего не сделаем,- добавила точка Д. -А какие бывают линии? Точки стали рассказывать, перебивая друг друга: - Линии бывают прямые, кривые и замкнутые. - А еще ломаные. -Интересно как!- воскликнула Резинка.- А чем они различаются? -Это знаю и я, - сказал Карандаш.- Прямая линия не имеет ни начала, ни конца, а кривая линия где- нибудь, да заканчивается, даже если мы этого не видим. Замкнутая линия- это тоже кривая линия, но всем видно, что она закончилась» Для того, чтобы учащиеся усвоили полученные знания и научились проводить разные линии через одну или две точки, создана следующая сказка- тест «Линии» (Рис.2,3)Вот отрывок из неё. «-Знаете, ли вы, сколько кривых линий можно провести через одну точку? А кривых? Задумались друзья. Тут появилась их старая знакомая точка А. -Не переживайте, я вам помогу, только вы должны слушаться меня вместе с ребятами. Хорошо? -Мы согласны, а вы, ребята? -Попробуте сделать задание сами, а потом вместе проверим. Карандаш начертил так: -Кто найдет ошибку у Карандаша? -Не все линии проходят через одну точку слева, а справа, вообще все линии перемешались. - Правильно. Слушайте и проверяйте у себя, ребята. 1. Сначала поставьте точку. 2. Теперь с помощью линейки проводите линии так, чтобы они все проходили через эту точку.Вот так.(слева рис.) А кривые линии тоже ведите через точку, только без линейки. Вот так.(рис. справа) Знакомство с лучом, отрезком и ломаной линией проходит с помощью « Сказки про точку А и точку В»( Рис.4,5) Как-то утром отправилась точка А гулять. Идёт по прямой линии, а ей не видать конца, почему? Правильно, прямая линия не имеет ни начала, ни конца. Устала она, решила передохнуть. Вдруг кто-то говорит: -Какой красивый луч получился! Точка А спрашивает: -Ты кто? -Я точка В, а ты кто? - А я точка А. -Здорово! Давай дружить? -Я очень рада буду, если мы подружимся. А что ты говорила про луч? -Как же, стоило тебе остановиться на линии, и получился луч. -Правда, а вы догадались, друзья мои? -Не забыли правило: луч-это часть прямой линии, которая имеет начало, но не имеет конца. Мой луч называется луч а, у него в названии одна буква, как и у меня. -Можно я сделаю свой луч, луч b. -Конечно,- сказала Точка А и сошла с прямой линии. Точка В встала на линию и получился луч В. -Почему ты сошла с линии?- закричала точка В,- иди скорее сюда, будем рядом стоять. -Я не могу. -Почему? - Ты забыла одно правило. А вы, друзья, не забыли? -Точно, ведь если мы с тобой встанем на одну прямую, то это будет уже не луч, а… отрезок потому что отрезок- это часть прямой линии, которая имеет и начало, и конец. - Как здорово, что мы вместе.- воскликнула Точка В и стала прыгать по прямой линии, но вдруг упала. Точка А подняла ее: -Ты не ушиблась? -Нет, но я сломала твою линию. -Ничего страшного, зато теперь у нас появилась другая геометрическая фигура. Какая? -Да, это ломаная линия, которая состоит из… двух отрезков-звеньев. Смотри, сразу появилась еще точка, это точка Е. - А нельзя сделать ломаную линию из четырех звеньев? - Какая ты еще маленькая, точка В, и многого не знаешь! А вы, друзья, знаете?..... Ну, конечно, можно, только нужно позвать другие точки. А точки всегда рады поработать, их даже звать не пришлось, как только услышали, что они нужны, тут же появились. И точка С, и точка Д и другие. Тут точки стали радостно прыгать по прямой линии. Там, где они прыгнули, ломалась прямая линия и получалась ломаная линия. Вы сумеете такую начертить? » Знакомство с треугольником и четырехугольником показано в сказке «Капризулька в стране Геометрии» (Рис.6) «-Что же теперь делать? - спросила Резинка нетерпеливо. Точка А ответила: -Для начала нужно найти виновницу происшествия, потом все исправлять. -Как? Как это можно сделать?- в один голос воскликнули наши герои. -Разве вы забыли, что находитесь не в простой стране, а в математической, где все подчиняется своим законам и правилам, нужно их знать и правильно произносить. -Ура!- закричали Карандаш и Резинка, и все точки. А точка А сказала: -Итак, все на поиски! Мы идем на улицу треугольников. Когда они приблизились к этой улице, Карандаш сказал: -Здесь должны жить треугольники, но их не видно. А Резинка добавила: -Я знаю правило про треугольник. – И не дожидаясь вопросов, стала рассказывать,- треугольник- это геометрическая фигура, у которой три стороны, три угла и три вершины. -Ничего не происходит,- грустно сказал Карандаш. -Ничего сказала точка А.- сейчас я позову подруг, и все изменится Тут появились точка В и точка Е Все три точки взялись за руки и…появился треугольник. А за ним второй. Третий. И скоро всю улицу заполнили треугольники..» В сказке «Числовой луч» учащиеся не только знакомятся с новыми понятиями, но и повторят уже изученные. «Учитель Геометр строго посмотрел на Капризульку и спросил:-Будешь стараться? Да,- еле слышно прошептала девочка и села за парту. -Начнем с правил. Что такое луч? Капризулька первой подняла руку и ответила: -Луч- это часть прямой линии, у которой есть начало, но нет конца.
Геометр удивленно на нее посмотрел:
-А ты знаешь, чем отличается луч от прямой линии и отрезка? -Да. У прямой линии нет ни начала, ни конца. А отрезок- это часть прямой линии. У которой есть и начало и конец. Учитель похвалил ее: -Молодец! А кто знает, что такое числовой луч? Капризулька не знала, но на этот вопрос не знали ответа и другие ученики. Геометр начал свой рассказ: -Начертим луч с началом в точке А. От начала этого луча будем откладывать один за другим равные отрезки. -У начала луча, точки А, поставим число «нуль» и перенумеруем один за другим концы отрезков, как показано на чертеже. На числовом луче любое число можно изобразить точкой, каким бы большим оно не было.С помощью числового луча легко сравнивать: чем правее точка от начала луча, тем большему числу она соответствует;чем левее точка- тем меньшем. »(Рис.7) С помощью геометрических сказок учащиеся изучают темы «Круг и окружность», «Площадь и периметр и др. темы» Изложение геометрического материала с помощью сказки не только способствует лучшему зрительному восприятию геометрических понятий, но и легче запоминается детьми. Используемая литература: 1. Якиманская И.С. «Методика обучения элементам геометрии в начальных классах». М. Просвещение. 1973 г. 2. А.В. Белошистая. «Развитие пространственных представлений и пространственного мышления младших школьников». М. Линка-Пресс. 1999 3.Г.Т. Дьячкова «Математика. Внеклассные занятия в начальной школе», Волгоград, «Учитель»,2007 г.
Просмотров: 2626 | Добавил: pedagog | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Январь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Архив записей

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 165

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0